Экономические проблемы автокомпаний все сильнее сказываются на их бизнесе и приводят к беспрецедентному сокращению производства. В Европе ряд экспертов и профсоюзных лидеров всерьез убеждены, что в ближайшее время могут закрыться сразу 16 автозаводов крупнейших мировых автопроизводителей, сообщает издание Automotive News Europe. В первую очередь это касается концерна FIAT и его трех итальянских фабрик. Автогигант General Motors может закрыть английский, немецкий и бельгийский заводы, Ford – завод в Саутгемптоне (Великобритания), компания Mitsubishi – голландское предприятие, альянс Peugeot и Citroen PSA – заводы в Португалии и Испании. У Renault под вопросом два завода во Франции и один в Испании.
По мнению экспертов издания, на такой шаг автопроизводители могут пойти из-за того, что западноевропейские заводы строились в расчете на рост производства и даже до финансового кризиса их мощности превышали потребности местного рынка.
Сейчас же аналитики Goldman Sachs прогнозируют спад продаж новых машин в Европе более чем на 20%. При этом рабочая сила на местных предприятиях наиболее высокооплачиваемая.
Самое тяжелое положение в Европе у концерна General Motors. По данным издания, убыток до уплаты налогов европейского отделения GM за 2008 год может составить $1,6 млрд, в то время как за 2007 год GM Europe получила прибыль в $55 млн. GM уже объявил о возможном выходе из состава концерна убыточной шведской марки Saab. В то же время сейчас решается вопрос о госпомощи компании Opel (старейший бренд GM), заводы которой одни из первых попадут под удар.
Однако желание руководства американского автогиганта может столкнуться с сильным сопротивлением со стороны профсоюзов. Недавно в Германии и Швеции прошли массовые акции протеста рабочих. По разным данным, в митингах участвовали от 10 тыс. до 15 тыс. рабочих. Рабочие пришли к главному европейскому офису Opel во Франкфурте, сообщает Reuters. «Свободу Opel», «Мы можем даже без GM», – скандировали митингующие. Многотысячные выступления прошли и на родине Opel в немецком Руссельхайме. Еще около 3 тыс. человек прошли с зажженными факелами по улицам Тролльхэттена, где находится главное предприятие Saab. Первыми с предупреждениями администрации автокомпании выступили итальянские рабочие.
В начале февраля рабочие FIAT в городе Помильяно д'Арко (предместье Неаполя) пытались перекрыть движение на основной автостраде A1, которая соединяет север страны с югом. Завязалась драка с полицией, в которой участвовало более 100 человек.
В Volkswagen уже решились прибегнуть к крайним мерам. Так, немецкий концерн планирует уволить 16,5 тыс. временных рабочих по всему миру. Такое решение, по словам официальных представителей компании, обусловлено сильнейшим экономическим спадом и прогнозами его дальнейшего развития. В январе часть рабочих уже были отправлены в вынужденные отпуска из-за простоя заводов.
В Еврокомиссии полагают, что сокращения производства могут коснуться и стран с менее дорогой рабочей силой в Восточной Европе. В данный момент еврочиновники тщательно изучают программы помощи национальных правительств своим автокомпаниям на предмет создания государствами политики протекционизма.
Официальные лица Евросоюза опасаются, что заинтересованные в госпомощи руководители автопредприятий перенесут основные производственные мощности в родные страны.
Пока только Франция официально подтвердила, что не будет проводить политику протекционизма. В ближайшее время правительство страны направит PSA и Renault 6 млрд евро.
Источник: http://www.gazeta.ru/ |