В ближайшие несколько лет Китай может стать самой крупной автомобильной державой. В то время как большинство авторынков переживают глобальный финансовый кризис очень болезненно, автомобилизация Поднебесной происходит рекордно быстрыми темпами. В день китайцы покупают около 32 тыс. машин. Такие данные приводит китайская газета People's Daily со ссылкой на данные управления транспорта министерства общественной безопасности Китая. Как передает агентство Bloomberg, только за март продажи выросли на 10% по сравнению с прошлогодним показателем. Всего за один весенний месяц было продано 772 400 автомобилей. При этом китайский авторынок почти нагнал показатели США, где при падении продаж на 37% было продано 857 399 машин. В России за март продали 135 446 машин, что на 47% ниже прошлогоднего результата (данные Ассоциации европейского бизнеса, АЕБ).
Другими словами, то количество машин, которое россияне приобрели за первый квартал (135,5 тыс. машин), в Поднебесной дилеры распродали бы всего за 4 дня.
По состоянию на конец марта в Китае уже насчитывалось более 170 млн машин. Для сравнения: российский автопарк насчитывает около 35 млн (данные аналитического агентства «Автостат»).
«Основу автомобильного парка Китая составляют модели местного производства. При этом на две трети это машины, которые выпускают крупные иностранные автоконцерны в рамках совместных предприятий с китайскими производителями. За счет низкой оплаты рабочим производитель продает те же машины в Китае на 10–20% дешевле, чем в Европе», – поясняет директор «Автостата» Сергей Целиков. В период кризиса больше всего вырос спрос на автомобили с небольшими силовыми агрегатами – до 1,6 литра. Как пишет People's Daily, прирост рынка в этом сегменте идет на 20% быстрее, чем в прошлом году. По мнению экспертов китайского издания, такая тенденция объясняется сильной государственной поддержкой в этом сегменте. Политики реформировали топливный налог, освободив малолитражные модели от выплат, и снизили тарифы по налогам на покупку этих моделей. При этом уже в ближайшее время вступит в силу новый документ, подготовленный совместно восемью министерствами и ведомствами Китая, который предусматривает дополнительные меры по стимулированию рынка.
В рамках этой инициативы в Китае могут, по европейскому образцу, ввести вознаграждение за утилизацию старого автомобиля, а также выделить деньги банкам для субсидирования ставок по автомобильным кредитам.
Меж тем, по данным другой китайской газеты Shanghai Securities News, банки выдали в марте автокредитов на сумму 1,87 трлн юаней ($272 млрд).
Эта цифра гораздо выше предварительных прогнозов, которые колебались в диапазоне от $190 млрд до $230 млрд. Эксперты уверены, что высокая активность китайских банков в кредитной сфере подтверждает начало выхода экономики страны из кризиса.
В Европе поддержка со стороны правительств также принесла определенный результат, но остановить спад спроса полностью пока не удалось. Однако с прошлогодних 20–30% сокращения рынка (данные OICA) к марту удалось выйти на показатель –7%. Такие данные представило агентство J.D. Power & Associates. Лидерами продаж в Старом Свете стали рынки Германии и Франции, выросшие в марте по сравнению с февралем на 40% и 10% соответственно. Спрос в этих странах удалось оживить за счет дотаций на сумму от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. евро за утилизацию старой машины и покупку новой. Для сравнения, в Великобритании, где подобной программы не было, продажи в марте упали на 30,5%. В настоящий момент прогноз по продажам автомобилей в Западной Европе за год – около 12,5 млн штук. Это даже выше показателей 2008 года (11,9 млн единиц). В то же время для России автопроизводители в среду снизили прогноз по продажам с 2,4 млн до 1,7 млн машин.
В России спад на авторынке лишь набирает обороты. По данным АЕБ, в первом квартале спрос упал на 40%, а падение в марте составило 47%. «Вместо того чтобы помогать автоконцернам, российские чиновники вводят запретительные пошлины. С точки здравого смысла это противоречит какой-либо логике», – заметил один из иностранных автопроизводителей. Меж тем лишь с апреля в России заработала система частичного субсидирования ставок по кредитам для бюджетных моделей (по цене до 350 тыс. руб.), произведенных внутри страны. Однако эксперты уверены, что этих средств недостаточно, чтобы помочь автопроизводителям. «На спасение «АвтоВАЗ» правительство выделяет 25 млрд руб., а для кредитования всего автопрома – лишь 2 млрд. Неужели нельзя было выделить хотя бы чуть больше на ту инициативу, которая уже зарекомендовала себя во всем мире, вместо того чтобы снова вкладывать деньги в «АвтоВАЗ», – удивляется Целиков.
Источник: http://www.gazeta.ru/ |