В пятницу в Детройте глава европейского подразделения автоконцерна
General Motors Ник Рейли официально объявил о том, что переговоры по продаже
шведского предприятия GM – компании Saab – провалились. Бренд будет закрыт.
«Несмотря на усилия всех, кто
участвовал в переговорах (по
продаже Saab), стало совершенно ясно, что провести сделку в разумные сроки
невозможно по причине слишком сложной работы, требуемой для выполнения комплекса
задач,
– сказано в заявлении Рейли. – В соответствии с нынешним
положением, Saab требовал быстрого решения. Мы сожалеем, что не смогли совершить
сделку со Spyker Cars. Мы будем плотно работать с Saab, чтобы закрыть бизнес
порядочным и разумным образом».
Говоря о «сворачивании бизнеса», Рейли настаивает, что речь не идет о
банальном банкротстве: «Это не
банкротство и не ускоренный процесс ликвидации, – заявил он. – Мы ожидаем, что
Saab последовательно погасит все свои долги, включая задолженности перед
поставщиками, и прекратит производство и продажи, продолжая присматривать за
покупателями».
Saab, по словам Рейли, будет уважать свои обязательства,
предоставляя сервис и запчасти обладателям уже произведенных и купленных
автомобилей по всему миру.
Таким образом, 2009 год, начавшийся поисками покупателя для Saab,
заканчивается официальным сообщением о его кончине. Впервые о намерении сбыть
свое шведское подразделение (на производстве заняты свыше 3 тысяч человек) General Motors
объявил в январе. Далее последовал драматический торг: появлялись самые
неожиданные претенденты, по большей части из числа компаний, никогда не
занимавшихся массовым автомобильным производством.
В мае этого года GM, казалось, уже определился с покупателем: им
должен был стать относительно маленький (по оборотам и числу работников) производитель эксклюзивных
автомобилей, шведский Koenigsegg. Сделка обсуждалась полгода, но в конце ноября,
когда все уже, казалось, было обговорено, Koenigsegg в одностороннем порядке
вышел из переговоров по приобретению Saab.
GM выразил сожаление и заявил, что, в случае если до
конца года покупатель скандинавского актива не найдется, от Saab придется
избавиться.
На бренд тут же появились еще несколько покупателей: две
американских инвестиционных компании (ранее к автопрому отношения практически не имевшие), китайская
Bejing Auto Industry Corporation, а также голландская Spyker Cars – фактически
такая же элитная автомастерская, как и сошедший с дистанции Koenigsegg, но
убыточная на протяжении почти всей своей истории. Spyker на треть
контролировалась российским Конверсбанком. Именно на Spyker GM возложил
последние надежды, однако переговоры зашли в тупик.
Судя по всему, General Motors предвидел их
безрезультатность заранее, поскольку начал продавать Saab по частям, в частности
передав китайскому претенденту BAIC производственные мощности для моделей Saab
9-3 и 9-5.
Теперь GM, по словам Рейли, сосредоточится на собственных делах
– «очень трудных, но
необходимых деловых решениях». В фокусе внимания концерна теперь будут четыре
собственных бренда – Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. Плюс несколько
региональных марок, в том числе Opel /Vauxhall в Европе. Это позволит компании
посвятить больше ресурсов каждому из брендов и каждой модели.
Представители Spyker не комментируют срыв сделки.
Источник: http://www.gazeta.ru/ |