В Штутгарте на международной специализированной
выставке Engine Expo подведены итоги ежегодного конкурса International
Engine of the Year (IEOTY). Второй год подряд «Двигателем
года» признан мотор 1,4 TSI от концерна Volkswagen с комбинированным
наддувом. При этом он же победил в категории моторов объемом от 1 до
1,4 литра – в пятый раз подряд. За
12-летнюю историю конкурса две победы подряд удавалось одерживать
только моторам BMW. В 2005 и 2006 годах лучшим мотором был признан
пятилитровый V10, а два следующих года звание завоевывал трехлитровый
TwinTurbo. Затем баварцев оттеснил Volkswagen. Победители
конкурса определяются по итогам голосования жюри, которое состоит из 72
автомобильных журналистов, представляющих 35 стран. В выборе победителя
они руководствуются впечатлениями от езды на автомобилях, оснащенных
конкурсными моторами, а также учитывают их технические характеристики,
в том числе соотношение мощности и рабочего объема, экономичность и
экологичность. Большинство силовых агрегатов,
отмеченных в номинациях IEOTY, оснащены системами наддува. При этом в
моторах BMW с технологией TwinTurbo для увеличения тяги во всем
диапазоне оборотов применяются турбины разного диаметра, Volkswagen
использует комбинацию механического нагнетателя и турбины. По словам кандидата технических наук, доцента кафедры «Двигатели»
МГТУ МАМИ Олега Олисевича, в современном двигателестроении турбонаддув
применяется в комплексе, главным образом для снижения токсичности
двигателя. Раньше на первый план в его использовании выходило повышение
мощности. «Смысл
состоит в том, что чем больше воздуха мы дадим в цилиндр, тем больше
можно туда подать топлива и в конечном итоге получить большую мощность,
а также обеспечить более полное сгорание и меньшую токсичность
двигателя. Двухступенчатый наддув может оптимизировать работу двигателя
во всем диапазоне рабочих режимов», – поясняет эксперт. Применение
механического нагнетателя способствует увеличению крутящего момента на
низких оборотах. С другой стороны, он отбирает мощность у двигателя. Нынешний
мотор-победитель, благодаря сочетанию механического нагнетателя,
действующего на низких оборотах, и турбины, при небольшом рабочем
объеме выдает до 178 л. с., а максимальный крутящий момент в 240 Нм
доступен с 1500 об/мин. Такие моторы устанавливаются
на хетчбэки Volkswagen Golf, Scirocco, и Seat Ibiza Cupra, седаны
Jetta, а также на минивэны Touran и кроссоверы Tiguan. Конкуренты из
BMW отстали от победителя на 20 баллов, при этом наибольшую симпатию
1.4 TSI Twincharger вызвал у членов жюри, представляющих Америку и
страны Азии. Еще одну
победу концерну VW принес пятицилиндровый 2,5-литровый турбомотор от
Audi TT RS. Этот агрегат развивает 340 л. с. и выдает 450 Нм крутящего
момента в широком диапазоне от 1600 до 5000 об/мин. «Лучшим
новым двигателем» признан 1,4-литровый турбомотор Fiat с бездроссельной
системой впуска Multi Air. Эта система позволяет увеличить мощность
двигателя при одновременном снижении расхода топлива и вредных
выбросов. Компактный хетч Alfa Romeo MiTo с таким мотором развивает 170
л. с., при этом расходует 6 л топлива на 100 км. Лидер
прошлых лет компания BMW завоевала победу в трех номинациях. В
категории моторов объемом 1,8–2.0 л первенствовал дизель 2.0 TwinTurbo
мощностью 204 л. с. c турбинами наддува разного диаметра (устанавливается
на модели 123d и X1), среди агрегатов от 2,5 до 3,0 литров –
трехлитровый дизель. В своей категории победил четырехлитровый
420-сильный V8 от «заряженного» BMW M3. Заслуги
баварцев этим не ограничились: в категории 1,6–2,0 л победил мотор 1,6
Turbo совместной разработки BMW и концерна Peugeot-Citroen, которым
оснащаются, в частности, Mini Cooper, а также Peugeot 207 и 308. Успехи японцев скромнее: жюри конкурса отметило лишь два мотора Toyota. Самым «зеленым»
признан 1,8-литровый бензиновый двигатель от гибрида Toyota Prius, а
среди малолитражных агрегатов победил литровый агрегат, устанавливаемый
на малолитражку Toyota Aygo. Лучшим
спортивным мотором второй год подряд признан атмосферный 6,2-литровый
V8 от Mercedes AMG. Он же победил в категории моторов свыше 4 литров
рабочего объема. Он выдает 525 л. с. и 630 Нм крутящего момента. Этот
двигатель устанавливается на самые мощные версии Mercedes – C 63 AMG, S
63 AMG, SL 63 AMG, CL 63 AMG и другие. На дебютировавшем в 2010 году
суперкаре Mercedes SLS AMG его мощность доведена до 571 л. с. В
следующем году в конкурсе примет участие уже другой флагманский мотор
от Mercedes – 5,5-литровый битурбированный, который должен дебютировать
на Mercedes S-class AMG. По сведениям британского издания Autocar,
новый двигатель под заводским индексом М 157, который придет на смену
нынешнему атмосферному, будет развивать 563 л. с. при 5500 об/мин и 800
Нм крутящего момента. С тюнинг-пакетом от AMG его мощность возрастет до
571 л. с. «Сегодня основным
принципом конструирования двигателя можно назвать принцип высокой
плотности мощности как для больших, так и для малых моторов», –
указывает эксперт. Подразумевается, что с каждого литра рабочего объема «снимается»
больше лошадиных сил. Этого удается достичь за счет совершенствования
механической обработки деталей, применения новых материалов и методов
конструирования, прежде всего за счет систем электронного управления
двигателем.
Источник: http://www.gazeta.ru/ |